ЧИРЛИДИНГ - СПОРТ ИЛИ ИСКУССТВО?

В Российской Федерации с 2007 по 2017 год чирлидинг существовал как самостоятельный вид спорта, сочетающий в себе элементы спортивной гимнастики, полётной и силовой акробатики и хореографии. В 2017 году произошло объединение чирлидинга и чир спорта, в результате чего определились два направления: «акробатическое» (чирлидинговое) и «чир-перфоманс» (артистическое/танцевальное). Так как чир спорт – это молодая и динамично развивающаяся дисциплина, название её ещё не устоялось и периодически изменяется. 

До недавнего времени в обществе существовал определенный стереотип: «чирлидерши- это танцовщицы», а чирлидинг – это «танец с помпонами». Именно такие стереотипы и мешают восприятию чирлидинга как вида спорта в обществе и профессиональной среде. А ведь этот спорт намного больше, интересней и разнообразней, чем просто "танец с помпонами". 

Чирлидинг – это сложный и интересный спорт, но одновременно с этим и искусство!  Чирлидер должен быть физически подготовлен и, что немаловажно, обладать артистизмом, в классическом понимании этого слова, так как эта черта тоже оценивается жюри. Если рассматривать артистизм – как искусство «переживания, проживания, пропускания через себя», как способность «оказываться в новом образе», как игру воображения, как изящество, одухотворенность и ощущение внутренней свободы, то все это можно увидеть в выступлении направления «перфоманс», в дисциплинах чир-джаз, чир-фристайл, чир-хип-хоп. 


Выступлениям на концертах и соревнованиях предшествует большая предварительная работа: изучение и отработкой базовых элементов чирлидинга, акробатики, гимнастики, и конечно, разных стилей танца: от классического до уличного. Стало быть и здесь искусство и спорт идут рука об руку органично дополняя друг друга в системе средств педагогического воздействия.

Ступени чирлидинга

Отсюда вытекает концепция нашей программы «Ступени чирлидинга» для занятий со спортсменами школы «Флай» – создание условий для продвижения обучающихся к образцам физического и эстетического совершенства через интеграцию спорта и танцевального искусства. Эти две формы человеческой активности предоставляют огромные возможности для обучения, совершенствования и самовыражения; обе они имеют древние традиции и исторические корни. И для артиста, и для спортсмена характерно возвышенное состояние сознания и духа. Следовательно, регулярные занятия чирлидингом позволяют детям и подросткам:

приобретать различные двигательные умения и навыки;

развивать эстетическую, эмоционально-волевую сферу;

закладывают прочные основы для развития физических качеств и творческих способностей;

формируют красивые осанку и телосложение;

способствуют ритмичной, слаженной деятельности различных систем человеческого организма.

Промежуточными и итоговыми результатами освоения программы являются выступления, будь то спортивные соревнования или хореографические конкурсы. И здесь немаловажным фактором успешности команды становится разработка и построение программы выступления. Все упражнения должны быть не только хореографически гармоничны, эстетически согласовываться с ритмом и настроением музыкального сопровождения. Особенно важна логическая синхронность и гармония отношений между участниками команды в течение всего выступления. Чирлидеры, каждый в отдельности и вся команда в целом, должны продемонстрировать способность эмоционально выражать настроение музыки, используя мимику для передачи замысла выступления. Логика упражнений не должна нарушаться прерываниями или несогласованностью движений, ничего не должно разрушать плавного течения упражнения и разрывать музыкальных фраз.

И здесь мы плавно подходим к еще одному виду искусства – музыке. Музыка, музыкальность являются неотъемлемыми составляющими в подготовке чирлидера. И неслучайно возникает знакомство с понятием «музыкальный квадрат». В хорреографии этот термин имеет значение музыкального метра, чаще всего равного 4, 8, 16, 32 тактам. В музыке, используемой для хореографии, встречаются также шеститактовые и двенадцатитактовые фразы, гораздо реже бывают фразы удлиненные. Перед началом работы над постановкой хореографу необходимо рассчитать количество тактов в квадрате, «услышать» законченность фразы, периода и наложить хореографическую лексику на музыку, не теряя при этом смысловой нагрузки композиции.

    Так же и в чирлидинге: при разучивании танцевальных комбинаций в ходе тренировочного процесса и постановки номера тренер учитывает музыкальный квадрат и согласует последовательность движений с музыкальной формой. Неуместно начинать новую комбинацию элементов в конце музыкальной фразы или заканчивать ее на третьем такте восьмитактового периода. Бывает, что комбинация «не ложится» на музыку, и педагогу необходимо верно подсчитать количество и периодичность движений в комбинации. 

     Хореография чирлидера либо всей команды должны создавать неповторимую индивидуальность и уникальность. Все движения должны выполняться с полной амплитудой, с максимальным использованием возможного пространства. Необходимо продумать взаимодействие членов команды, разнообразие в перестроениях. Согласно интерпретации музыки изменяются и сами движения: от медленных к быстрым, от прерывистых к плавным и наоборот. Необходимо продемонстрировать разнообразие базовых положений и движений рук, шагов, прыжков, поворотов, рисунков и перемещений. Важна так же физическая и хореографическая подготовка спортсменов. 

Таким образом, занятия чирлидингом создают условия для формирования художественного вкуса и общей музыкальности, развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности и совершенствованию двигательных качеств. Вывод напрашивается сам собой: чирлидинг – это вид спорта, сочетающий в себе в равной степени и творческую и спортивную деятельность. Единство спорта и искусства - и есть чирлидинг! 

 Щукина Галина Евгеньевна, старший методист КГБУ ДО "Алтайский краевой дворец творчества детей и молодёжи"