НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество в той или иной форме существует во всем мире с незапамятных времен. Суть наставничества – передача знаний от более опытного менее опытному.

пояснительное письмо от методиста

«Наставничество и его роль в развитии  личностных и творческих способностей обучающихся»

    Главные качества дополнительного образования – это открытость и доступность. Содержание образования детей в учреждении дополнительного образования определяется образовательной программой, учебным планом и, что самое важное, самостоятельно разработанными педагогами, гибкими и вариативными программами той или иной студии, клуба, мастерской, секции. В одном творческом объединении могут быть ученики с разным уровнем образовательных возможностей и потребностей, обучающиеся с ОВЗ или высокой мотивацией к освоению дополнительной общеобразовательной программы.  

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих достижение индивидуальных образовательных результатов становится наставничество и тьюторство.

Что подразумевает наставничество?

     

        Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 

    Внедрение данной технологии в образовательную практику некоторых детских коллективов, в частности школы спортивного чирлидинга «FLY» успешно реализуется вот уже на протяжении трех лет. Модель наставничества предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник. 

  Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". 

       Наставник - участник программы , имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 

   Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

   


Примерные формы наставничества

     Наставниками могут быть обучающиеся и их родители ( но не для своего ребенка), выпускники объединения, методисты, педагоги, все, кто готов принять участие в реализации целевой модели наставничества. 

    Наставляемым может стать любой обучающийся по дополнительным общеобразовательным программам, а также молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. Исходя из специфики образовательной организации и конкретно направленности программы «Ступени чирлидинга», а также содержания деятельности школы спортивного чирлидинга «FLY», можно сформировать следующие пары: 

  • «обучающийся-обучающийся»; 
  • «педагог-педагог»; 
  • «методист-педагог». 

Форма наставничества «обучающийся и обучающийся»

предполагает взаимодействие между учениками объединения, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. 

помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри объединения, формирование устойчивого сообщества обучающихся

высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации. Обучающиеся - наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

  •  повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри коллектива;  
  • рост посещаемости объединения; 
  • количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов (выступлений, спортивных соревнований и фестивалей); 
  • снижение числа жалоб от родителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Портрет наставника в этой модели взаимодействия: активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель соревнований, лидер объединения, принимающий активное участие в жизни творческого объединения (активный и результативный участник конкурсов, соревнований, фестивалей). 

ПАРА "ОБУЧАЕМЫЙ - ОБУЧАЕМЫЙ"

  

    В нашем варианте рассматривается тандем, предложенный тренером Дубовой Зинаидой Николаевной: Регина Петрова – Олеся Борисова. Где более опытная и взрослая Регина, до этого имеющая опыт занятий спортивной аэробикой, подавала пример Борисовой Олесе. Конечно здесь имело место и психологическая совместимость, и руководство тренера Зинаиды Николаевны, что в относительно краткий период принесло свои плоды. В нашем случае – это выполнение нескольких сложных элементов в чирлидинге (фляк, эриал). Наставничество, как правило, не ограничивается стенами спортивного зала, а перерастает в товарищеские и даже дружеские отношения.

 Инна Валерьевна Борисова, мама Олеси Борисовой 2020 год Барнаул

Форма наставничества 

«педагог и педагог»

Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Так как чирлидингом, как видом спорта больше интересуются молодые люди, а в ВУЗах нет обучения такому предмету, соответственно эта форма наставничества очень актуальна.

успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри коллектива, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

  • способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; 
  • развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; 
  • ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; 
  • прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; 
  • ускорить процесс профессионального становления педагога; сформировать сообщество педагогов-чирлидеров (как часть педагогического)

высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь творческого объединения, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в коллективе. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; 
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе; 
  • высокая результативность образовательного процесса в коллективе; сокращение числа конфликтов в коллективе (с детьми, с педагогами и родительским сообществом); 
  • рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста. 

Портрет наставника в этой модели взаимодействия: опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества. Человек с активной жизненной позицией, с высокой квалификацией (возможно, подтвержденной соревнованиями или премиями). Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. 

   Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.

    Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

  Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. 

пара "педагог - педагог"

Прекрасный пример для описанного взаимодействия между педагогами это сотрудничество между Зинаидой Николаевной Дубовой и Сергеем Сергеевичем Малыгиным.

      Рассказывает Сергей Сергеевич:
      "Случайности неслучайны – так можно озаглавить ту часть моей биографии, в которой я двигался в направлении чир-спорта. Сначала я познакомился с Зинаидой Николаевной, через ее студию “Движитель”, работал живой статуей. Затем мы часто стали с ней пересекаться в автобусах, возвращаясь со своих тренировок, делились успехами своих учеников, планами на будущее. И однажды летом я увидел выступление студии “FLY” вживую. Мне очень понравилось, я даже не представлял, что мне понравится что-то некитайское. И когда Зинаида Николаевна предложила мне провести пару тренировок по ОФП для своих воспитанниц, я, конечно, согласился. Потом мы вместе поехали в летний лагерь, и я на 10 дней почувствовал себя «отцом полка». Мне понравилось работать со спортсменами, нацеленными на успех, готовыми работать, не покладая рук на пути к новым достижениям и вдохновляющими своим примером других. "
     Зинаида Николаевна со своей стороны высоко ценит вовлеченность  Сергея Сергеевича в процесс, его профессионализм и опыт. "Не просто педагог, а душа коллектива, это очень важно для сплочения команды и лично для каждого обучаемого" - говорит она.

Форма наставничества 

«методист и педагог-профессионал»

Форма наставничества , по мнению участников данной программы, является наиболее актуальной и значимой в развитии и профессиональном становлении руководителя школы спортивного чирлидинга «Флай».

   оказание методической практической помощи педагогу, в повышении его педмастерства, развитии методических компетенций и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и, соответственно, повышение качества образования.

    Развитие профессиональной компетентности педагога – это непрерывный процесс его профессиональной деятельности, так как видоизменяющиеся условия развития образования ставят перед педагогами новые проблемы, разрешение которых требует иного характера компетентности.

     Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности, педагога – руководителя детского коллектива. Методическая помощь осуществляется различными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением. 

    Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации касаются вопросов разработки ДООП, учебного занятия и т.д. Текущая консультация - проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности. 

    Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и показатели результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение. 

  •  помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; 
  • повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров. 

повышение уровня методической компетентности, мотивированности и осознанности педагога в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования.

  • повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в творческом коллективе; 
  • численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником); 
  • увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников; 
  • увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки; численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников. 

Портрет наставника в этой модели взаимодействия: неравнодушный профессионал с большим опытом работы, активной жизненной позицией, с высокой квалификацией. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге.

ПАРА «МЕТОДИСТ И ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ»

 Вариации ролевых моделей внутри формы «методист-педагог-профессионал» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая текущий опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть: 

  • взаимодействие «активный профессионал – активный потребитель», мотивационная и ценностная поддержка с развитием методических, коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории. 
  •  взаимодействие «коллега – коллега» - совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора; 
   Многолетнее сотрудничество тренера Зинаиды Николаевны Дубовой и методиста Галины Евгеньевны Щукиной свидетельствует о том, насколько продуктивным может быть такого рода наставничество. Помощь грамотного методиста  - бесценна, а саму Галину Евгеньевну мы давно считаем  частью нашего коллектива

     Таким образом, основными результатами такой формы взаимодействия является успешное формирование у руководителя коллектива, а значит и молодых педагогов, переквалифицированных педагогов в коллективе осознанного подхода к реализации собственного личностного и профессионального потенциала, заинтересованность в развитии собственных возможностей и талантов, а также профессиональных навыков, развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.

     В некоторых крупных зарубежных компаниях наставничество возводится в ранг философии. В СССР до распада повсеместно на заводах и фабриках, в профтехучилищах наставничество применялось успешно и с большим размахом. Спорт – одна из форм нашего существования где, конечно-же, можно усиленно использовать этот опыт. Как правило, более старшие, более продвинутые ученики, имеющие большой авторитет, прикреплялись тренером к начинающим, так как тренеру, ведущему общую тренировку не всегда может хватить времени на нюансы отдельных учеников, на строгий поголовный контроль. Здесь, конечно, ему могут помочь опытные последователи, закрепленные за маленькой группой или индивидуально. Авторитет, опыт и психологическая совместимость приветствуются.